Высолы — это «соль на ране» или «у природы свои законы»

Это вина производителя или что-то другое? Что такое «высолы» и как они образуются

Высолы — это «соль на ране» или «у природы свои законы»

Высолы — это «соль на ране» или «у природы свои законы». Давайте разбираться: это вина производителя или что-то другое.

Пожалуй следует начать с материалов из чего производится тротуарная плитка. И... Как Вы уже догадались — без цемента не обойтись. Цемент — основное связующее, которое обеспечивает жесткую «связь» между грамотно подобранными заполнителями в виде песка и щебня определенных характеристик. Так, при введении в такую «систему» (песок — щебень цемент) строго необходимого количество воды (не из лужи естественно), а так же специализированных химических добавок, при определенных этапах технологической последовательности выполнения каждой операции, мы получаем искусственный камень под названием «БЕТОН». И этот материал является основой любой тротуарной плитки.

Иногда, мы с Вами можем видеть на поверхности тротуарных плит (и не только тротуарных) появляются белые пятна, так называемые «высолы». И часто это приводит к большому разочарованию, особенно если эта продукция уложена на Вашем приусадебном участке. И нередко возникает предположение о дефекте производства, которое в большинстве случаев является необоснованным.

Давайте обратимся к простейшим познаниям химии школьного курса.
Дело в том, что основой портландцемента являются четыре минерала, полученных в результате производственной цепочки производства цемента:

  • трёхкальциевый силикат (сокращенно С3S) 3CaO∙SiO2;
  • двухкальциевый силикат (сокращенно С2S) 2CaO SiO2;
  • трехкальциевый алюминат (сокращенно С3А) 3CaO∙Al2O3;
  • четырёхкальциевый 4CaO∙Al2O3∙Fe2O3.
  • Все они играют свою очень важную роль на всех стадиях долгой жизни бетона, начиная от введения всех компонентов с водой до прочной и монолитной структуры цементного камня спустя годы. И интенсивность их влияния разнится на протяжении всего срока существования бетонного изделия. Но, нас, в первую очередь, интересуют продукты, получаемые в процессе их взаимодействия с водой, окружающей средой, и, как следствие, появление нежелательных белых пятен на поверхности бетона (высолы).

    Белые пятна (высолы) — не что иное, как образование свободной извести (гидроксид кальция, Са(ОН)2), которое образуется при взаимодействии цемента с водой. И обусловлено это, в первую очередь, развитием химических реакций взаимодействия С3S и С2S (до 75% от массы цемента) с водой (Н2О).

    В своей природе это выглядит так:

    • для С3S:
      2(3CaO∙SiO2) + 6Н2О → 3CaO∙2SiO2∙3Н2О + 3Са(ОН)2 + Q;
    • для С2S:
      2(2CaO∙SiO2) + 4Н2О → 3CaO∙2SiO2∙3Н2О + Са(ОН)2 + Q.

    Итак, наиболее часто встречаемая первопричина ясна... Но, не только известковые налеты могут появляться на поверхности бетона. В бетоне могут содержаться и другие водорастворимые минералы (соли), вступающие в реакцию с химическими соединениями бетона, которые могут попадают туда с атмосферным воздухом и осадками, при применении противогололедных реагентов, при капиллярном подсосе скопившейся влаги в неправильно смонтированном основании и прочее. И все это происходит вследствие постоянного движения жидкой составляющей различных соединений по системе капилляров и сил побуждающие их (увлажнение, температурные перепады). В действительности, состав высолов более многокомпонентен, на что указывают различные данные по химическому составу. В высолах зачастую встречаются другие соли кальция, соединения серы, железа, калия и пр.

    Этот процесс многогранный, сложный, и, в зависимости от разных факторов, о нем можно говорить часами. Да и немало научных трудов уже написано на эту тему.

    Важно!
    Высолы никак не влияют на прочностные качества бетонных изделий и не являются браком.

    Но, возникает вопрос.... Можно ли минимизировать данный малопривлекательный процесс для тротуарной плитки и других изделий из бетона?

    Ответ: Можно! Ниже предлагается комплекс мер, позволяющих значительно снизить количество высолов на поверхности тротуарной плитки и других бетонных изделий в процессе их производства и эксплуатации.

    • Хранить поддоны с тротуарной плиткой до ее укладки под навесом от дождя и снега. Возможный вариант, но на практике — далеко не всегда выполнимый. Пути решения: организация укрытия верхней части поддона с плиткой непромокаемыми материалами; удаление боковой упаковочной пленки (если такая имеется) для обеспечения вентиляции и избежание «запаривания» продукции;
    • Применение в производстве только специальных бездобавочных цементов, несодержаших тонкомолотые добавки или с пониженным содержанием трехкальциевого силиката;
    • Применение специальных режимов уплотнения бетонной смеси на производстве, позволяющих достичь максимального уплотнения изделия;
    • Применение только качественных материалов, в соответствие с технологическими картами и нормативно-техническими правовыми актами, с подбором гранулометрического состава инертных материалов и строго необходимого количества цемента и воды.
    • Применение специализированных воздухововлекающих, водорецирующих, кольматирующих химических добавок, влияющих на реологические свойства бетонной смеси.
    • Строгое отслеживание показателей входного, операционного и приемосдаточного и периодического контроля в процессе серийного выпуска продукции.
    • Соблюдение режимов твердения при заданных температурах и влажности.
    • Организация послойной перекладки материалов для предотвращения прямого контакта изделий между собой в процессе складирования и хранения.
    • Выполнение необходимого уклона проектируемой поверхности плиточного покрытия для отвода воды при устройстве слоев основания.
    • Обязательное выполнение технологического уклона для стока воды и устройство дренажных отверстий в бетонной подушке основания. На больших площадях необходимо обязательное устройство демпферных швов для предотвращения растрескивания при температурных расширениях. Устройство бетонной подушки не рекомендуется.
    • Для устройства подстилающего слоя не следует использовать сухую цементно-песчаную смесь. Так как, подстилающий слой (3-5 см) не является несущим, применение цемента при его устройстве не дает никаких преимуществ. Кроме этого, использование цемента в подстилающем слое может являться дополнительным источником высолов на поверхности мощения тротуарными плитами. Лучше применить пески для строительных работ по ГОСТ 8736 I или II класса с крупностью не ниже мелкого.
    • Применение для заполнения швов сухой песчано-цементной смеси недопустимо. Это может вызвать обильное высолообразование при увлажнении материала, а оставшийся частицы цемента на поверхности тротуарных плит при увлажнении испортят Вам все положительные эмоции от нового ремонта и красоты тротуарных плит. Для заполнения швов лучше применить песок по ГОСТ 8736 I или II класса с крупностью не ниже мелкого. Так же следует отметить, что для заполнения швов, зернистость песка (размер частиц) лучше выбирать равную или большую, чем в материале подстилающего слоя для предотвращения перемещения материала из швов в подстилающий слой. Материал для заполнения швов не должен накапливать в себе влагу, а должен отводить ее. Водопроницаемость подстилающего слоя должна быть больше водопроницаемости швов.
    • Обработка гидрофобизирующими составами поверхности тротуарных плит после укладки (рекомендовано). Применение таких мер сильно снижает способность воды проникать внутрь бетонного изделия, а, значит, значительно блокирует выход на поверхность тротуарных плит белых налетов (высолов). На обработанной гидрофобизаторами поверхности меньше образуется и легко удаляется наледь, менее подвержена загрязнениям и их очистке.
    • Крайне не рекомендуется применять солевые противогололедные реагенты на основе хлорида натрия (поваренная соль), альтернативой противоскользящих реагентов может стать обычный песок или отсевы дробления горных пород с зернистостью 0,16-3,0 мм. А после таяния снега или льда посыпка должна быть обязательно удалена с покрытия, так как может оказать на него абразивное воздействие.

    Подводя итог коротко описанного выше, можно сказать, что изготовить бетонную тротуарную плитку, в том числе и другие бетонные изделия, практически не склонных к высолообразованию возможно. Мы готовы обеспечить главное: сочетание цены, целесообразности и назначения самого продукта. Для достижения данной цели, нам необходимо объединить совместные усилия с Вами и выполнять все вышеуказанные рекомендации.

    Со своей стороны, как производитель с опытом производства более 15 лет, мы стремимся к идеалу в совершенствовании технологии для удовлетворения Ваших самых требовательных пожеланий с пониманием самого вопроса от и до... Стремимся удивить Вас новинками и уже зарекомендовавшими себя продуктами, которые Вы не один раз видели при посещении столицы и не только.

    При этом, еще раз, высолы не являются признаком бракованной продукции и не являются браком. Высаливание и неравномерное изменение цвета бетонных поверхностей тротуарной плитки допускается нормативными актами. Производитель тротуарной плитки обязан обеспечить следующие параметры: прочность, морозостойкость, истирание, водопоглащение, радиационную безопасность, геометрические размеры и Ваше моральное удовлетворение от законченного ремонта.

    ДЛЯ ТЕХ, КТО ЦЕНИТ КАЧЕСТВО,
    ДЛЯ ТЕХ, КТО ЦЕНИТ ДИЗАЙН

    С уважением к Вам,
    команда специалистов УДМСиБ

Этот сайт использует файлы cookies для более комфортной работы пользователя. Продолжая просмотр страниц сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies