Чем засыпать швы тротуарной плитки?
Ключевым фактором долговечности и эстетики плиточного мощения являются межплиточные швы, поскольку именно они формируют его как единую конструкцию. От качества их устройства зависит работоспособность всего покрытия.
После завершения мощения сборного покрытия швы между бетонными плитами заполняют песком.

Для заполнения швов рекомендуется применять песок по ГОСТ 8736, мелкий, с модулем крупности Мкр, равным 1,5–2,0.
Цементно-песчаную смесь не рекомендуется применять. Цементно-песчаную смесь только в случаях примыкания сборного покрытия из бетонных плит к цоколю зданий на размер отмостки для отвода воды от стен здания и на участках с крутизной откоса более 1:5. Швы между плитами заполняют сухой цементно-песчаной смесью для избежания вымывания и выветривания песка на больших уклонах. В остальных случаях при укладке тротуарной плитки не рекомендуется использовать цементно-песчаную смесь для заполнения швов между плитами т. к. цемент может остается на лицевой поверхности плитки, ухудшая ее внешний вид. Очистить цементно-песчаную смесь с лицевой поверхности плитки будет очень затруднительно.
Приведем несколько визуальных примеров, как можно все испортить на последнем этапе укладки плитки и не получить желаемого результата:




Виды материалов для заполнения швов
Кварцевый песок — натуральный наполнитель с превосходными характеристиками. Он не деформируется от влаги, мороза или УФ-излучения, обеспечивая прочность и долговечность. Благодаря отсутствию органических примесей не гниет, не разлагается, что делает его гигиеничным и экологически безопасным решением.
Карьерный песок – это самый дешевый материал, однако может содержать мелкие камни и глину. Для улучшения свойств карьерного песка его предварительно просеивают, промывают. После такой обработки он становится более качественным. Применяют песок по ГОСТ 8736, мелкий, с модулем крупности Мкр, равным 1,5–2,0.
Модифицированный песок для засыпки швов – решает многие проблемы, возникающие при эксплуатации дорожных покрытий пешеходных территорий из камней/плит мощения (вымывание заполнителя, образование пустот, прорастание сорной травы). В отличие от заполнителей с содержанием цемента он не оставляет следов на поверхности покрытия и не портит эстетический вид тротуарной плитки. Благодаря специальному вяжущему, песок в швах имеет высокую эластичность в затвердевшем состоянии и водонепроницаемость. Специально подобранный фракционный состав обеспечивает максимальное заполнение шва и оптимальную упаковку зерен. Может быть представлен в разных цветах.
Цементно-песчаная смесь (ЦПС) – не рекомендуется к применению. Применяется только в исключительных случаях примыкания сборного покрытия из бетонных плит к цоколю зданий на размер отмостки и на участках с крутизной откоса более 1:5. При несоблюдении технологии засыпки и не своевременной качественной очистки остатков смеси сразу после производства работ может значительно ухудшить поверхность мощения. Работы должны производиться только в сухую погоду. Лучшим альтернативным решением замены ЦПС для обеспечения качественного заполнения швов, а также обеспечения их водонепроницаемости может служить модифицированный песок (см. рекомендации производителей).
Технология заделки зазоров между брусчаткой
По окончании укладки брусчатки необходимо произвести заполнение межплиточных швов песком.
- Перед началом работ необходимо убедиться, что поверхность брусчатки и швы сухие и очищенными от мусора, не содержат следов брызг, капель и пятен от воды.
- Щеткой необходимо равномерно распределить песок, обеспечивая его полное проникновение в межплиточные швы. При этом важно следить, чтобы песок не заполнял фаски элементов брусчатки. На завершающем этапе всю поверхность следует тщательно подмести щеткой со щетиной средней жесткости для удаления излишков материала.
- С помощью садового шланга, оснащенного распылительной насадкой, производится обильное увлажнение покрытия и заполненных швов. Движение следует начинать от центра дорожки, последовательно перемещаясь к ее краям. Процесс промывки продолжается до момента, когда стекающая вода перестанет быть мутной и станет абсолютно прозрачной. Необходимо контролировать напор струи, не допуская ее разрушающего воздействия на песок в швах, а также избегать образования луж на поверхности брусчатки.
- После этого материал осядет и, возможно, придется просыпать зазоры еще раз. Данную операцию допускается выполнять многократно до достижения плотного и полного заполнения всех зазоров, что обеспечивает монолитность и повышенную устойчивость всего покрытия. Контроль качества осуществляется с помощью металлического шпателя: его лезвие должно погружаться в шов на несколько миллиметров. Окончательным этапом является тщательное удаление остаточного песка с поверхности с помощью веника.
Оптимальные размеры зазоров между плитками
Выполнять мощение тротуарной плиткой вплотную не рекомендуется. Температурные деформации материала приведут к вспучиванию и растрескиванию материала. Зазор компенсирует температурные расширения элементов мощения, предотвращает разрушение покрытия.
Для тротуарной плитки толщиной до 12 см рекомендуется оставлять швы толщиной 3-5 мм. Элементы толще 12 см требуют зазоров в 5-8 мм.
Искривление линий швов между плиткой допускается в пределах 5 мм на 1 м длины, но не более 15 мм на длину шва 10 м.
Основания швов мощения должны быть строго прямолинейными. Отклонения от прямой линии не регламентированы каким-либо специальным допуском, что создает почву для разногласий при выявлении неровностей. Хотя в качестве ориентира может рассматриваться позиционный допуск в ±2 см, но его практическое применение затруднительно без указания длины контролируемого участка.
Выполнение некоторых рекомендаций обеспечит большой срок эксплуатации тротуарного покрытия без ремонта.