Как укладывать бордюр?
Бордюрный камень используется для визуального и технического разделения зоны на участке, укрепления краев дорожных покрытий, организации клумб, тротуаров и парковок, а также для эстетически завершенного контура на участке. Его основная функция - сохранение целостности покрытия, предотвращение расползания плиточного основания, обеспечение четкой геометрии дорожек, тротуаров, клумб и проездов. Конструкция формирует каркас мощения и выступает частью дренажной системы. Такой элемент актуален как в частном благоустройстве, так и в городском благоустройстве улиц и дорог, особенно при создании функционального рельефа.
В зависимости от сферы применения, различают 3 типа бетонных бордюров:
- Борт дорожный - является неотъемлемым элементом городских дорог и магистралей. Он служит для отделения проезжей части улицы от пешеходной территории и зеленых зон.
- Борт тротуарный - универсальный, применяется при обустройстве пешеходных маршрутов. Изготавливают методом вибропрессования, обеспечиващим точную геометрию, плотную структуру и долговечность материала. Такой способ формовки исключает наличие внутренних пустот и повышает устойчивость к нагрузкам, перепадам температуры и влаге.
- Борт мостовой - применяют при строительстве путепроводов и транспортных развязок. Такой элемент более устойчив к физическим воздействиям от наезда транспорта, предотвращает съезд с дорожного полотна.
Каждый вариант обладает устойчивостью к деформации, выдерживает весовую и климатическую нагрузку и демонстрирует стабильность при длительной эксплуатации. Вес и объем зависит от конфигурации, но все изделия обеспечивают надежную фиксацию при грамотной установке.
Процесс установки бордюра включает 6 основных этапов:
- Подготовительные работы и разметка территории;
- Разработка траншей заданных габаритов;
- Устройство несущего основания под бордюрные элементы;
- Подрезка бордюров/бортов, при необходимости;
- Непосредственная установка и фиксация бордюров;
- Обработка швов.

Монтаж бордюра “на бетон в замок”
Монтаж бордюра выполняется строго по утвержденному проекту.
Важно, чтобы бордюр совпадал по форме и уровню с проектным профилем покрытия. При разработке траншеи ее габариты необходимо рассчитывать исходя из совокупных размеров основания, бетонной обоймы для фиксации камня и толщины стенок опалубки с обеих сторон.
Профиль траншеи должен повторять проектный профиль и высоту бордюра. Возведение основания и бетонной обоймы производится с помощью инвентарной опалубки.
Процесс укладки бетонной смеси в полость опалубки производится вручную. Формируемый слой должен быть монолитным, иметь толщину от 100 мм, без разрывов, с уплотнением, обеспечивающим получение бетона с заданными характеристиками. Для формирования оснований применяют бетонную смесь по СТБ 1035, изготавливаемую в заводских условиях в соответствии с СТБ 2221 и соответствующую требованиям проектной документации. Такая смесь позволяет получить монолитный бетон класса по прочности на сжатие не ниже В15, морозостойкостью не ниже F100.
В целях соблюдения технологии и увеличения времени работы с бетонной смесью применяются замедлители схватывания. Добавление воды на строительной площадке для повышения подвижности недопустимо. Бордюр фиксируют бетонной обоймой с уплотнением на участках длиной не более 10 м. Монтаж выполняют через 5-10 минут после укладки бетона с использованием специальных захватов вручную или механизированным способом. После установки и осадки проверяется соответствие проектным отметкам и положению.
При формировании криволинейного ограждения радиусом до 15 метров с использованием прямых бордюрных камней требуется их подрезка, при этом ширина шва должна быть не более 1 см по всей ширине камня, а линия подрезаемого бордюра должна соответствовать линии окружности заданного проектной документацией радиуса. Обратная засыпка пазух бетонной обоймы со стороны озеленения выполняется грунтом, с примыкания к проезжей части или пешеходным зонам — материалом основания, с обязательным уплотнением до нормативных показателей.
В жаркое время года предусматривают мероприятия, исключающие перегрев и пересыхание бетонной обоймы. Швы между бордюрами заделывают раствором, соответствующим требованиям СТБ 1307.
Монтаж бордюра “без бетонного замка”
Укладка бордюра в Беларуси проводится с учетом климатических условий, типа грунта и назначения участка. Технология укладки влияет на итоговую прочность конструкции, ее устойчивость к смещению и период службы.
Метод подходит для легких конструкций, например: газонов, клумб, декоративных дорожек из гравия, щебня, органической мульчи, где не требуется высокая прочность и плотность.
Метод позволяет избежать мокрых процессов, ускоряет сроки монтажа при условии низкой нагрузки.
Метод удобен в местах, где требуется мобильность и возможна последующая реконструкция участка. Рекомендации по применению включают ограничение использования в зонах с высокими динамическими нагрузками.
Основные этапы монтажа:
- Создание траншеи, заданной глубины;
- Создание песчаной подушки с тщательной трамбовкой;
- Ручная установка элементов с выравниванием;
- Присыпка и локальное уплотнение краев по периметру фиксации.
Для установки бордюра без бетонного замка, необходимо подготовить траншею: разметьте участок, используя шнур и колышки, выкопайте траншею, утрамбуйте дно и уложите геотекстиль. Затем насыпьте слой пескв около 100 мм и щебня около 15 мм. Каждый слой необходимо утрамбовать. Данное устройство основания значительно снизит морозное пучение грунта. Сделайте выравнивающий слой, используя песок или полусухую цементно-песчаную смесь в 2-4 см и установите по разметочному шнуру бордюр. Бордюр размещается с посадкой в выравнивающий слой примерно на 10-15 мм. При необходимости скорректируйте его резиновым молотком, выравнивая его по наклону и высоте. В оставшееся пространство траншеи засыпьте щебень аккуратно его утрамбовав, предотвращая смещение бордюра. Произведите обратную засыпку плодородного грунта с наружной стороны так же с легким его уплотнением. Между собой бордюрные камни при таком способе монтажа не скрепляют.
Следует отметить, что такой вариант применим только для тротуарного бордюрного камня.